go-to-topgo-to-top

Главная Статьи Испытания светодиодных светильников в дубовой роще
Испытания светодиодных светильников в дубовой роще PDF  
Не раз приходилось слышать: "Езжайте на Дубовую рощу и сами увидите..." А посмотреть действительно есть на что, особенно если Вы - покупатель светодиодной светотехники. В реальных условиях эту московскую улицу освещают светодиодные прожекторы ряда российских производителей. Светят себе и проливают свет на темный вопрос: пробил ли час светодиодов?

Мы публикуем обзор, основанный на наблюдении за работой светодиодных прожекторов таких крупных и "громких" производителей, как Prosoft (Прософт), ZERS (ЦЕРС), Светорезерв и Фокус. Автор этого интересного материала, человек с системным подходом, увлеченный светотехникой - Александр Белинский. Выражаем ему признательность за проделанную работу.
Перед публикацией самой статьи внесем необходимые дополнения: освещающие Дубовую рощу изделия компаний ЦЕРС и Светорезерв уже сняты с производства. Их место заняли гораздо более современные светодиодные прожекторы.
Так, в статье автор справедливо сетует на путаницу со светильником  Zers LZ-80s: на сайте завода описана Кобра, а в тестировании участвует совершенно другое изделие.
Работу Александра Белинского прокомментировал руководитель департамента продаж ЦЕРС-групп Артем Ломаков:
"В настоящий момент на проезде Дубовой рощи установлены предсерийные образцы светильников ZERS, которые в серийное производство так и не пошли. При фотометрировании во ВНИСИ была обнаружена неточность, допущенная в расчете оптической части – получилась усеченная полуширокая КСС, но ВНИСИ заключило, что данные светильники все равно можно применять для освещения магистралей. В серийных светильниках заменена вторичная оптика и обеспечивается полноценная полуширокая КСС.
Нами никогда не заявлялось, что на проезде Дубовой рощи установлены светильники серии Cobra. Первые образцы светильников серии Cobra сейчас только готовятся к выпуску. Ближайшей по техническим характеристикам к установленным светильникам на проезде Дубовой рощи является наша модель LZ–20d–Cobra.
Хочется отметить, что в статье явно прослеживается однобокость анализа в пользу компании Фокус. Автор допускает грубые ошибки в анализе характеристик изделий всех производителей, в то время как в описании светильника УСС-70М присутствует лишь лестная эмоциональная оценка (из технических характеристик приведен только световой поток)."

Пожалуй, Cobra - это самые эффектные внешне светильники: футуристичный внешний вид и причудливая форма впечатляют. Ничего общего с предшественниками. Что касаемо эффективности Кобры: будем ждать её появления на Дубовой роще – производитель этого не исключает.
Другой участник сравнительных испытаний, компания Светорезерв, также сейчас производит светодиодный светильник, разительно отличающийся от представленного в обзоре. Cпециалист Светорезерва Юлия Свирина рассказала нам о полном отказе от отечественных комплектующих:
Наши попытки поддержать российского производителя привели к проблемам с герметичностью корпуса. Постоянно подводили и наши блоки питания. Взамен описанных в обзоре изделий компания Светорезерв сейчас производит светодиодные светильники СКУ1-12-220-64 и СКУ1-12-220-128.
Незаурядный внешний вид светильников Светорезерва (качественный литой корпус приобретается в Китае) дополнен блоками питания из Тайваня. Используются американские светодиоды Semileds. Производитель подтверждает, что проблемы с герметичностью корпуса и ослеплением водителя, описанные ниже, в этой новинке устранены.
Каждый светодиод в светильниках Светорезерва снабжен двумя стабилитронами, решающими проблему работоспособности линейки при выходе из строя одного светодиода. Светорезерв также не исключает появления новых светодиодных изделий на Дубовой роще, а крайне неудачные светодиодные светильники предыдущего поколения, реализованные ранее, сейчас активно заменяются современными изделиями.
Наиболее развернутый комментарий предоставил Андрей Туркин, специалист Прософта. Публикуем его практически слово в слово:
"Было интересно прочитать статью, поскольку мы были одними из инициаторов этой инсталляции. Год назад по заданию ГУП "Моссвет" ВНИСИ им. С.И.Вавилова начали работу по тестированию светодиодных уличных светильников в реальных условиях. Тестирование состояло из двух этапов: первый - фотометрирование образцов светодиодных светильников, второе - натурные испытания в течение года.
На первый этап светильники предоставили три компании - Прософт, ЦЕРС и Фокус. После фотометрирования светильники двух компаний установили на улице в Москве (проезд Дубовой Рощи). Эти две компании - Прософт и ЦЕРС.

23 января 2009 года светильники (6 наших и 5 ЦЕРС) были смонтированы. Затем два светильника предоставил Светорезерв, это было в феврале 2009 года, а уже летом появились светильники Фокус.

Поясню, почему мы дали 6 светильников. Дело в том, что мы обсуждали эти исследования с сотрудниками отдела уличного освещения ВНИСИ им. С.И.Вавилова и пришли к выводу, что минимальное требуемое количество для проведения измерений яркости полотна дороги в натурных условиях - 5 светильников. Мы дали с запасом 6 светильников, один из которых прошел фотометрирование.

За светильниками наблюдают сотрудники отдела уличного освещения ВНИСИ им. С.И.Вавилова во главе с начальником отдела, Анатолием Шахновичем Черняком, который является руководителем этих работ. Мы (в основном я) участвовали почти во всех замерах, которые проводили сотрудники ВНИСИ, и работаем в постоянном контакте.
На мой взгляд информация в статье преподносится однобоко. Очень много дано про светильник Фокуса, тогда как продукция Светорезерва просто полита грязью, наши светильники оценены в корне неправильно. Да и светильники ЦЕРСА описаны достаточно поверхностно.
Да, в светодиодных светильниках Светорезерва почти все кластеры вышли из строя, но надо помнить, что это были первые образцы, и сделаны были они еще в конце прошлого года. Время не стоит на месте, и сейчас продукция Светорезерва мало в чем уступит продукции Фокуса (а ведь Фокус поставил светильники в конце лета).

ЦЕРС предоставил действительно экспериментальные светильники, которые являются переходной ступенью от предыдущего поколения к новому - Кобре. Если брать сам светодиодный источник света, то в этом светильнике он почти идентичен Кобре, разве что за некоторыми изменениями. 
Информация о наших светильниках не соответствует действительности. Поток и тип КСС даны правильно. А вот ток указан неверно - светильники питаются мощным драйвером, который выдает стабилизированный ток 350 мА. Так что никакого «недодрайва», выражаясь языком автора, нет. Светильник имеет модульный дизайн, состоит из 5 плат по 20 светодиодов на каждой.
Кроме того, платы смонтированы на радиаторе, к которому со всех сторон обеспечивается доступ воздуха. Поэтому имеется хорошее конвекционное охлаждение светодиодов и, кроме того, грязь с радиатора смывается дождем. А все электрические части находятся в герметичных торцевых блоках корпуса, где обеспечивается степень защиты IP66.
Про оптику наших светодиодных светильников также написано неправильно. В связи с этим у меня есть вопрос к автору сравнения: как можно получить полуширокую КСС на светодиодах, имеющих косинусное распределение, без оптики или отражателей? У меня ответ один - это сделать невозможно.
У нас как раз есть вторичная оптика, и это является ключевой частью нашего светильника. Имеются разные модели оригинальной линзы, которые обеспечивают разные варианты КСС для уличного освещения. В этих светильниках стоит оптика, обеспечивающая полуширокую КСС, и это, признаюсь, ошибка.

Для такой улицы (высота подвеса 10 м, шаг между опорами 31,5-32 м) такая кривая не совсем подходит. Ее лучше использовать для улицы с другими параметрами (высота подвеса, например, 8 м, а шаг между опорами 25 м). Просто изначально планировалась улица с такими параметрами.

Может я был достаточно резок, но в статье приведены вещи, которые, мягко говоря, не очень объективны.  Я обсудил этот материал также с руководителем этих работ, Анатолием Шахновичем Черняком, и он также недоволен ее содержанием, причем сказал более резко, что многие данные в ней просто неправда."
А СЕЙЧАС ЦИТИРУЕМ САМ МАТЕРИАЛ:
В рамках испытаний перспективных светодиодных светильников уличного освещения, проводимых Моссветом, в районе Останкино на проезде Дубовой рощи сделаны инсталляции образцов светильников различных производителей. В данном материале собраны фотографии самих светильников, а также приведена сравнительная ночная съёмка, целью которой было определение степени предполагаемого ослепления водителей данными светильниками.
Если ехать от улицы Дубовая роща, то инсталляции сделаны в таком порядке:
1. Prosoft (XLight) СКАТ-ДКУ02-100 - 6 светильников

2. Zers LZ-80s - 5 светильников (уже не выпускается - см. выше)

3. Светорезерв ССУ-12-220 - 2 светильника (снят с производства - см. выше)

4. Фокус УСС-70М - 3 светильника 
Теперь в общем обзоре более подробно о каждом из них с дневными фотографиями. Информация о технических характеристиках светильников взята с официальных сайтов производителей, там где эта информация присутствует.
1. Prosoft (XLight) СКАТ-ДКУ02-100
Используются светодиоды Cree XR-E 7090, холодного оттенка, общий световой поток светильника составляет 8750 лм. Декларируемый тип КСС - полуширокая Л.
Касательно вообще дальнейших фотографий, надо заметить, что похоже была выбрана не самая удачная улица для тестирования уличных светильников, так как большинство фонарей попало в кроны деревьев, и дорогу они освещают, пробиваясь сквозь листву. Трудно было найти более-менее "свободные" фонари, которым деревья не мешают. Особенно эта проблема коснулась светильников Прософта - все шесть умудрились расположиться в ветвях деревьев.

Ниже на фотографии приведён фонарь СКАТ-ДКУ02, наиболее свободный от веток.
f399bc3920ea4e77b63c396b3d07ecd0.jpg
Вид сбоку:
672c985f92e2b3d011da2214c0e3f6b5.jpg
Вид диодной матрицы снизу:
77a86b0bfe90e0aef62c217f08d8f66e.jpg
Включённая матрица:
7dfae0e43a9733f8345b67d9c1db490c.jpgКонструкция, как видно, весьма простенькая. Плоская плата со 100 плотно расположенными светодиодами, без вторичной оптики, без защитных козырьков, без какого бы то ни было устройства формирования светового пучка. Тепловой режим очевидно обеспечивается значительным недобором токовой нагрузки на один светодиод. Проведя нехитрые вычисления получаем, что с одного диода здесь получают 87.5 люмен, а указанная мощность источника света в 100 Вт (128 Вт потребляет светильник всего - лишние 28 Вт съедает преобразователь) даёт мощность на диоде 1 Вт.

Такой щадящий режим диодной матрицы позволяет получить довольно высокую эффективность светильника (наибольшая отдача светодиодов достигается как раз при токе 350 мА) и вероятно большую долговечность матрицы. В одиночном варианте при условии установки на хороший радиатор подобные светодиоды способны отдавать до 225 люмен, что широко используется в дорогих и качественных тактических светодиодных фонариках. В данном же случае светодиод предпочитают просто не нагревать большими токами. 

2. Zers LZ-80s
Ситуация с этим светильником не очень понятная. Сам ЦЕРС утверждает в пресс-релизах, что установлены уличные светильники LZ-40d-Cobra, на которые и дана ссылка выше. Но это очевидно не так, хотя форма диодных матриц идентична. Никаких данных о LZ-80s разыскать на данный момент (28.09.2009) не удалось, скорее всего модель экспериментальная. Технические характеристики для LZ-40d-Cobra такие: марка светодиодов точно не указана, это либо Cree XR-E (тёплых бинов), либо светодиоды производства Seoul Semiconductors, либо и то и другое сразу. Фотографии ещё позволяют предположить, что мелкая матрица может использовать и диоды Cree XP-E (уменьшенные относительно XR-E). Световой поток - 5100 лм. Декларируемый тип КСС для LZ-40d-Cobra - полуширокая Л.  

Уличный вид:
3a12e4295be1ca750d1239680305a7fc.jpg
Вид сбоку:
8ac9e2d1ec24d74ce38a55dcbd4ef53b.jpg
Вид спереди:
37195b07040597de5b9074a21e151f53.jpg
Вид снизу на диодную матрицу:
b9a27acc52bb71a331114ffee733fbcd.jpg
Включённая матрица:
e9ce64cf6b0d33601c172776e95cb7c2.jpgВнешний вид, очевидно, ничего похожего на LZ-40d-Cobra. Данных о КСС нет. Конструкция осветительного модуля сложная, применены четыре платы, установленные под разными углами наклона, на двух платах на диодах присутствует вторичная оптика. Диодная матрица состоит из 54 светодиодов в центральной части светильника, размещённых на двух платах. На каждой плате имеется 3 группы из 9 плотно расположенных диодов в каждой. В крайних платах используется 24 светодиода со вторичной оптикой, по 12 на каждой плате. Всего в светильнике 78 светодиодов. 

3. Светорезерв ССУ-12-220
С этим светильником тоже имеется путаница. Под такой маркой завод Светорезерв выпускает цеховую серию светильников, а не уличную, как сказано в пресс-релизе завода. Но на фотографиях видно, что скорее всего это именно тот самый цеховой светильник, помещённый в уличных кожух. Ссылка приведена именно на сайт завода, так как на сайте сейчас наблюдается форменный бардак, и найти нужный светильник там не так-то просто. С самими установленными светильниками тоже не всё в порядке. Очевидно, это был эксперимент по адаптации для уличного применения готового светильника, изначально предназначенного для внутреннего освещения заводских цехов и складов. Адаптация, к сожалению, неудачная - как видно на фотографиях, светильник изнутри залит водой. Следствием этого является сейчас то, что работает только половина светильника. Залитые водой матрицы не функционируют. Светорезерв использует светодиоды компании Semileds, более подробные технические характеристики светильника пока неизвестны. 

Уличный вид:
e305e6bbb92da26921fa63b2efd72a9c.jpg
Вид сбоку, ржавая водичка прилично затопила матрицу, стёкла стоят запотевшие:
57ddc54bcb2c57bbb79be788149a19ce.jpg
Вид спереди:
12c0bfc8eaafce99ea51c553d400f29e.jpg
Вид снизу на диодную матрицу:
d017850f9094efcd97d770623a64a0c7.jpg
Включённая матрица (половина):
890d788e9992afdff740ca9b5265d954.jpgКонструкция светильника довольно простая - две платы по 32 светодиода, расположенные практически перпендикулярно друг к другу, и под углом 45 градусов к дорожному полотну. Очень некомфортная температура свечения светодиодов - порядка 8500 К. Использование такого наклона плат предрасполагает к эффекту ослепления водителей, что в принципе и подтверждается визуально, хотя в данный момент сам светильник по сути еле светит. 

4. Фокус УСС-70М
Используются светодиоды Osram Golden Dragon, общий световой поток - 7200 лм. Остальные технические характеристики можно посмотреть на сайте производителя. Собственно, данный светильник и послужил причиной всего этого исследования, так как его светотехнические качества, в особенности реальное неослепление водителей, и вызывало больше всего вопросов относительно того, каким же способом это достигается. 

Уличный вид:
aab01b6d6553e884a76d4a75b62bfe62.jpg
Вид сбоку:
4c80b6d260761300e92d016efb8ae455.jpg
Вид снизу на диодную матрицу:
0e3a7e0c5f4514e95f64a308cb888320.jpg
И наконец две фотографии диодной матрицы (с разной экспозицией):
23f057792560b3345ea8c25fb9a72e84.jpg7e3c89da96786854423af8d2f157780f.jpg Большой сюрприз - глазами этого не видно, но фотоаппарат абсолютно точно фиксирует применение светодиодов разного оттенка в одном светильнике. Больше среди рассматриваемых светильников такой приём не применил никто. Конструкция светильника сложная. Согласно заявлениям производителя, вторичная оптика на светодиодах не применяется, но имеются зеркальные отражатели в светильнике (это хорошо видно на снимках). Используется 90 светодиодов в трёх линейках. Крайние линейки используют более тёплый оттенок диодов, центральная - более холодный.   На этом предварительное рассмотрение самих светильников закончим, и перейдём к сравнительной фотосъёмке на предмет предполагаемого ослепления водителей. 

Параметры снимков:
  • Все снимки сделаны с чувствительностью ISO 200 с затянутой диафрагмой F 14, чтобы получить на фотографии внятную "звёздочку", по размеру которой можно оценить получаемую степень ослепления.
  • Место съёмки - ровно посередине между столбами освещения, где возникает наибольшая вероятность ослепления.
  • Высота камеры установлена примерно на уровне головы водителя легкового автомобиля.
  • Кадры сделаны при двух выдержках с разницей в одну ступень экспозции - 13 и 25 секунд.
  • Для сравнения цветовой температуры фонарей баланс белого был зафиксирован в Daylight. Фотографии не проходили никакой обработки, кроме ресайза.

На первом фото идёт выдержка 13 секунд, на втором фото - 25.

1. Prosoft (XLight) СКАТ-ДКУ02-100.
По причине деревьев - к сожалению только с этой стороны дороги.
8fd3599c65e7a7b3b52460dd89c55e11.jpgc72a1b6cb2660da28c34817684ddacb4.jpgПолучилась наиэффектнейшая звёздочка. Увы, в жизни так и есть - этот светильник действительно сильно ослепляет водителей. В дождь от него ещё и неприятный сильный блик на мокром асфальте. Это худший светильник по степени ослепления.

2. Zers LZ-80s
0d2ba6a4461c8ebf7331d9f291b03912.jpg30528604e849181427a9d0760358183a.jpg5d8a703c68236a0412936e6ac21d8152.jpga046ce06389382a3afdceebd6b86643d.jpg
Звёздочка тоже здорова. Ослепление действительно присутствует, но за счёт использования тёплого оттенка светодиодов оно имеет в разы меньший эффект из-за особенностей человеческого восприятия. А применённая конфигурация светильника не даёт серьёзного блика и на мокром асфальте.

3. Светорезерв ССУ-12-220
55e1646e422b86856c66e3d8d254b529.jpg193b85deb786da60cf02c09454e5e0ef.jpg85626a6c59b3437787ca43a84f225864.jpg6802981a8b4b3fd8640209dde8781d06.jpg63039cc4ba44d1a2b6b4ab2a83547938.jpgd1c6c6b656edc8e619970d8b9a40ef00.jpgДаже "хромой" наполовину светильник даёт ощутимое ослепление, хотя света на дороге от него ни на грамм. На последней паре фото на дальнем плане видно пятно от Фокуса. Это сравнение будет ещё чуть ниже.

4. Фокус УСС-70М
03e53659e606182d9464b5e5b2649fcd.jpg44c43aaad3a98426da63f9e69923e682.jpg
По сравнению с остальными светильниками - действительно очень маленькая звёздочка. КСС светильника выстроена так, что основное световое пятно располагается отнюдь не по оси светильника, а при данной высоте подвеса смещено метра на четыре вперёд и назад (вилкой). Под самим светильником находится чуть более тёмная область. Соответственно, зона наибольшего ослепления и находится в этих местах. Но хитрость в том, что в этих местах сам светильник уже скрыт крышей автомобиля, и не виден водителю! Субъективно данный светильник практически не имеет эффекта ослепления, ощутимая разница есть и с натриевыми фонарями - последние слепят сильнее.

И ещё пара фотографий, сравнение "половинки" Светорезерва и полноценного Фокуса:

fd4bde0155d3f2275af6a5d0a94e9c29.jpge0b1a58cfaa5bc1d73c20a154ab70940.jpgНа переднем плане (прямо за тенью от веток) находится ось светильника Светорезерва. На заднем плане хорошо прорисована КСС светильника УСС-70М - ось установки светильника находится позади создаваемого им светового пятна.

 

Информация взята

с информационного портала

Освете.ру